Топливный выбор

Любому журналисту знакома такая нехитрая ситуация: выслушал одного ньюсмейкера и поверил ему. Послушал другого и понял, что все совсем не так, как говорил первый. У каждого своя правда.
«Совместная деятельность двух крупнейших нефтяных компаний позволит создать конкурентную среду в системе топливообеспечения аэропорта и уйти от монополизма одной из компаний» — так прокомментировала дочерняя компания «Газпром нефти», «Газпромнефть Аэро», свой недавний приход в партнерстве с «Лукойлом» в питерский аэропорт Пулково. В феврале эти российские нефтяные мейджоры официально сообщили о начале совместной деятельности по заправке самолетов в Санкт-Петербурге.
Этому событию, если быть абсолютно точным, предшествовало несколько сделок. В декабре 2007 г. ООО «Топливозаправочная компания «Северо-Запад»», созданное «Лукойлом» и его керосиновой «дочкой» «Лукойл-Аэро», приобрело контрольный пакет компании «СОВЭКС», которая с середины 90-х гг. и до последнего времени была монопольным поставщиком керосина в Пулково и заправляла здесь воздушные суда. Возвращаясь к сделкам, уже в текущем году 50%-ную долю в ТЗК «Северо-Запад» и приобрела «Газпромнефть Аэро». До сих пор единственным аэропортовым активом «Газпром нефти» была компания «Аэропорт-Сервис», осуществляющая заправку в крыло в новосибирском аэропорту Толмачево.
Помимо пафосной цели «создания конкурентной среды в системе топливообеспечения аэропорта» ОАО «Газпром нефть» явно преследует и другую, более прагматичную цель. Это развитие бизнеса розничных поставок керосина. В отличие от «Лукойлa», «Газпром нефть» до последнего времени ограничивалась в основном оптовыми поставками авиакеросина. В 2007 г. подконтрольные компании нефтеперерабатывающие заводы произвели и поставили на рынок 1,83 млн т керосина, около четверти от общего объема потребления гражданской авиацией России. Из них только 101 тыс. т была реализована в розницу.
Наконец, развитие бизнеса розничных поставок керосина понадобилось нефтяной компании, поскольку это позволит повысить эффективность продаж авиатоплива, в частности увеличить долю розничной высокомаржинальной реализации, то есть заправки самолетов по прямым договорам с авиакомпаниями. Об этом корпоративному журналу «Газпром нефти» «Сибирская нефть» рассказал сам глава «Газпромнефти Аэро» Владимир Егоров.
«Нефтяникам интересна та самая подкрыльная маржа», — подтвердил мне бизнесмен, давно работающий на этом рынке. По его словам, она (маржа) может составлять и две, и три тысячи рублей с тонны. А ситуация на российском рынке настолько крива, что до сих пор оптовые продавцы закупали значительные объемы топлива с существенной скидкой, а продавали с той самой приличной маржинальной надбавкой — в 8-15%.
«Нефтяники во главе ТЗК — это как кот, охраняющий сметану», — не унимается мой собеседник. И приводит в пример один крупный аэропорт страны, где после получения в собственность местного ТЗК одна крупная нефтяная компания в начале года установила цену на керосин на 2 тыс. руб. выше среднерыночной.
Таким образом, выходит, что для авиакомпаний, в расходах которых керосин занимал и занимает самое весомое место, ничего не изменится.
Мой собеседник вряд ли идеально подходит на роль рефери. Он — лицо заинтересованное, он работает на этом рынке. Но в чем он прав, так это в том, что для авиаторов ситуация на рынке изменится только в том случае, если в каждом конкретном аэропорту перевозчики смогут выбирать из пула поставщиков. С действительно конкурентно-разными ценами или еще какими-нибудь условиями поставок.

Читайте также  Аэропорт Кольцово претендует на трансферные туристические потоки