Западный менеджмент и восточные традиции


Фото: Дмитрий ПОДЛИПАЕВ/
Air Astana

Артем ФЕТИСОВ, Астана

В новой столице Казахстана Астане жизнь кипит и при морозе в тридцать градусов. Западный менеджмент, усиленный восточными традициями, буквально преображает авиационную отрасль страны. О национальных особенностях авиационного бизнеса корреспонденту АТО Артему ФЕТИСОВУ рассказал г-н Ллойд ПАКСТОН, президент Air Astana.

Появившаяся два с половиной года назад авиакомпания Air Astana — это уже третья попытка властей Казахстана создать национального перевозчика. Впервые этот статус, — а с ним и ряд преференций как на внутренних маршрутах, так и на международных трассах — получила государственная компания «Казахстан Ауе Жолы», образованная в 1993 г. Через три года, в 1996 г., авиакомпания обанкротилась, а ее преемником стала Air Kazakhstan. Этот перевозчик просуществовал восемь лет; в феврале прошлого года Air Kazakhstan не справилась с бременем долгов и была объявлена банкротом.

Впрочем, о проблемах национального перевозчика говорили уже несколько лет, а тот факт, что власти не стали вмешиваться в ситуацию с Air Kazakhstan, вполне логично объяснить появлением компании Air Astana. Вместо того чтобы спасать проблемного национального перевозчика, правительство Казахстана решило создать с нуля замену для этой авиакомпании, усилив ее самолетами западного производства и приглашенными менеджерами.

Меморандум о намерениях основать казахско-британскую компанию был подписан в 2000 г. в ходе визита в Великобританию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. С британской стороны ее соучредителем выступила BAЕ Systems. Тогда интерес BAE Systems к этому проекту объясняли в отрасли тем, что английская компания должна была получить от правительства Казахстана контракт на поставку радаров, обеспечивающих контроль и управление в воздушном пространстве, а также систем противовоздушной обороны. Правда, г-н Пакстон утверждает, что причинно-следственной связи здесь нет и в итоге BAE Systems этот контракт так и не получила.

Читайте также  Рейтинг 20 ведущих авиакомпаний