Смена настроений

Рис. 1. Объем пассажироперевозок, млн чел.
Рис. 2. Доли рынка пассажироперевозок, %
Рис. 3. Объем пассажироперевозок на МВЛ, млн чел.
Рис. 4. Доли рынка пассажироперевозок на МВЛ, %
Рис. 5. Объем пассажироперевозок на ВВЛ, млн чел.
Рис. 6. Доли рынка пассажироперевозок на ВВЛ, %

Прошедший год для авиационного транспорта страны оказался годом разочарований. На протяжении 2000-2004 гг. объемы перевозок российских авиакомпаний неуклонно возрастали. Среднегодовой рост в этот период составил около 10%. Начиная с 2002 г. постоянно увеличивались и сами темпы роста: в 2002 г. объемы перевозок возросли на 5,8%, в 2003 г. — на 10,9%, в 2004 г. — на 14,9%.
Потом наступил 2005 г. Темпы резко упали. Суммарный объем пассажироперевозок увеличился всего на 3,9%. Основные причины этого явления хорошо известны: беспрецедентный рост цен на авиатопливо, начавшийся еще осенью 2004 г. и продолжившийся в 2005 г., а также значительный рост расходов авиакомпаний на поддержание летной годности и сертификацию экземпляров ВС. В результате перевозчики поднимали цены на билеты, вводя топливные сборы, и сокращали провозные емкости, выводя из эксплуатации самолеты с низкой топливной эффективностью, ремонт которых оказался экономически неоправданным (в первую очередь это касается Ту-154Б).
Разумеется, результаты отдельных авиакомпаний отличаются от усредненных показателей. Тем не менее в рейтинге 20 ведущих авиакомпаний России по объему перевозок пассажиров, по данным ТКП (см. таблицу на стр. 6), восемь компаний сохранили прежние места, а еще семь переместились всего на 1-2 позиции, что должно свидетельствовать об относительной стабильности.
Абсолютным лидером роста выступила компания «ВИМ-авиа» — почти на 544% и переход в рейтинге с 33-го на 6-е место. Формирование парка этой компании началось только в 2004 г., и весь 2005 г. она эксплуатировала 12 самолетов Boeing 757. На втором месте — с ростом на 85% и переходом с 22-го на 9-е место — компания «Аэрофлот-Норд», созданная во второй половине 2004 г. при участии «Аэрофлота» (51% акций) на основе ФГУП «Архангельские воздушные линии». Третье место — 78% и 18-е место после 32-го в 2004 г. — обеспечил себе «Атлант-Союз» за счет активизации на рынке чартерных перевозок.

Читайте также  Аэропорты уходят в регионы