Ударная пятилетка

Рис. 1. Объем пассажироперевозок, млн чел

Рис. 2. Доли рынка пассажироперевозок, %

Рис. 3. Объем пассажироперевозок на МВЛ, млн чел.

 Рис. 4. Доли рынка пассажироперевозок на МВЛ, %  

 Рис. 5. Объем пассажироперевозок на ВВЛ, млн чел.  

 Рис. 6. Доли рынка пассажироперевозок на ВВЛ, %  

 Рис. 7. Помесячные объемы пассажироперевозок «Аэрофлота»  

 Рис. 8. Помесячные объемы пассажироперевозок «Сибири»  

 Рис. 9. Помесячные объемы пассажироперевозок «Пулково»  

 Рис. 10. Помесячные объемы пассажироперевозок «КрасЭйр»  

 Рис. 11. Помесячные объемы пассажироперевозок UTair  

Прошедший год для авиационного транспорта страны стал пятым подряд годом роста после затяжного спада, происходившего в период 1991-1999 гг. Объемы пассажирских перевозок как на внутренних, так и на международных линиях растут довольно стабильными темпами (см. АТО # 57, стр. 32).
Несмотря на разговоры о том, что в стране слишком много авиакомпаний (к концу 2004 г. их насчитывалось 199), уже давно сформировалась группа лидеров, выполняющая основной объем перевозок. В этой статье, основываясь на статистических данных, опубликованных ТКП, мы попытаемся проследить, каким образом пять крупнейших авиакомпаний страны, возглавляющих рейтинг пассажирских перевозчиков, влияют на показатели отрасли в целом и каковы тенденции изменения их долей рынка за последние пять лет. Кроме того, нам хотелось понять, как изменялись их показатели в прошлом году, — быть может, это позволит найти объяснения тому вялому развитию событий, которое мы наблюдаем на рынке авиаперевозок в начале нынешнего года.

Такой разный рост
На фоне общего роста объемов пассажироперевозок по авиатранспорту страны в целом в распределении долей рынка внутри первой пятерки перевозчиков наблюдаются заметные изменения.
Если обратиться к диаграммам, характеризующим общий объем перевозок пассажиров (рис. 1 и 2), то можно отметить, что с 2000 по 2003 гг. суммарная доля объемов перевозок первой пятерки авиакомпаний плавно росла (с 40,9% в 2000 г. до 48,9% к 2003 г.), но в 2003 г. этот рост замедлился, а по итогам 2004 г. доля первой пятерки даже незначительно снизилась — на 0,3%.
Каждая авиакомпания из числа первой пятерки за рассматриваемый период увеличивала объем перевозок пассажиров, однако темпы роста у них были разными.
«Аэрофлот» все эти годы отставал от общего роста рынка, что привело к снижению его доли с 23,4% в 2000 г. до 19,5% в 2004 г. Средний темп роста за пять лет у «Сибири» составил почти 50%, и в основном именно за счет агрессивного расширения этого перевозчика совокупная доля первой пятерки на протяжении 2000-2003 гг. увеличивалась. С другой стороны, темпы роста за 2004 г. были ниже, чем у рынка в целом. Таким образом, доля рынка «Сибири» увеличилась с 3,8% в 2000 г. до 11,6% в 2003 г., а в прошлом году перевозчик потерял 0,5% рынка. Показатели «Пулково» характеризуются стабильным ростом, без заметных рывков и провалов, — соответственно и доля авиакомпании оставалась практически постоянной, изменившись за пять лет с 7,4 до 8%. «КрасЭйр» резко ускорялась в 2001 и 2004 гг., а рост ее показателей на протяжении всего периода выше средних показателей отрасли. Это позволило компании нарастить свое присутствие на рынке с 3,3 до 5,7%. UTair, наращивая объемы перевозок, увеличила свою долю с 3 до 4,4%.
Такова картина, если ее рассматривать с точки зрения общего объема перевезенных пассажиров. Но вот в сегментах перевозок на международных и внутренних линиях расстановка сил имеет свою специфику.

Читайте также  На общей платформе

Перевозки на МВЛ
Рассматривая ситуацию на МВЛ (рис. 2 и 3), следует учесть, что в первую пятерку по объему перевозок на МВЛ в разные годы входили разные авиакомпании. Поэтому стоит остановиться на изменении как общей доли первой пятерки (переменного состава) в целом, так и уже известных нам пяти авиакомпаний — лидеров рейтинга по общим показателям. В разные годы в эту пятерку входили такие авиаперевозчики, как «Трансаэро», ВАСО и AJT.
Рассматривая показатели отдельных перевозчиков, следует прежде всего отметить, что тенденции в секторе международных перевозок в значительной степени зависят от того, что происходит с «Аэрофлотом», — его объем перевозок составляет 30-40% от общего объема перевозок на МВЛ. Несмотря на общий рост количества перевезенных пассажиров, за эти годы его доля рынка снизилась довольно существенно — с 44 до 31,2%.
«Сибирь», каждый год стабильно увеличивавшая свою долю на МВЛ (от 2,8% в 2000 г. до 11,5% в 2003 г.), в 2004 г. потеряла 2,6% доли рынка, что, вероятно, свидетельствует о возрастающей концентрации на внутренних перевозках.
Объемы перевозок «Пулково» на МВЛ достаточно равномерно растут, а доля рынка все эти годы остается практически постоянной — от 8,4% в 2000 г. до 9% в прошлом году. А вот «КрасЭйр» демонстрирует наибольший рост, что, по-видимому, отражает стратегию авиакомпании на увеличение удельного веса работы на МВЛ. Доля рынка этой авиакомпании также существенно увеличилась — с 1,6 до 6,9%.
UTair также показывает высокие проценты роста, хотя в абсолютных величинах объемы перевозок на МВЛ этой компании невелики и соответственно доля рынка лишь в 2004 г. превысила 1%.
Если говорить о влиянии пятерки лидеров, то можно отметить, что, несмотря на рост общего объема перевозок первой пятерки, она постепенно сдает свои позиции и ее доля рынка с 68% в 2000 г. уменьшилась до 62% в 2004 г.

Читайте также  В майские праздники пассажиропоток аэропорта Пулково вырастет на 30%

Перевозки на ВВЛ
Состав первой пятерки авиакомпаний по объему перевозок на ВВЛ все эти годы оставался стабильным — в него входят те же компании, что лидируют в общем объеме перевозок пассажиров.
Роль первой пятерки в перевозках на ВВЛ существенно ниже, чем на МВЛ, — их совокупная доля рынка выросла с 31% в 2000 г. до 41% в 2002 г., а затем практически стабилизировалась на этом уровне (рис. 5 и 6).
«Аэрофлот» сохраняет в течение рассматриваемого периода свою долю рынка, колеблющуюся около отметки в 10%.
Наибольшее влияние на тенденции на рынке ВВЛ оказывает авиакомпания «Сибирь» — на протяжении всех пяти лет она демонстрирует стабильный рост, заметно более высокий, чем у рынка в целом, благодаря чему авиакомпании удалось нарастить свое присутствие на рынке с 4,5 до 12,9%.
«Пулково» и в этом виде перевозок поддерживает свою долю на стабильном уровне — примерно в 7%. Темпы роста объемов перевозок «КрасЭйр» на ВВЛ достаточно скромны, но также позволяют удерживать стабильной долю рынка: от 4,5% в 2000 г. до 4,8% в 2004 г.
UTair наращивала свою долю в период с 2000 по 2002 гг. (с 4,9 до 7,8%), но в последующие годы, хотя и демонстрирует рост показателей на ВВЛ, однако свою долю постепенно теряет, поскольку ее объем перевозок растет медленнее, чем рынок в целом. В 2004 г. ее доля составила 6,8%.

Аномалии прошлого года
Как аналитики рынка, так и сами представители авиакомпаний отмечают: прошлый год был необычен. Многие говорят о необъяснимо бурном росте в первой половине года, который затем сменился не менее неожиданным спадом, усугубленным терактами в конце августа и ростом цен на топливо во второй половине года. Хотелось бы понять, насколько реалистичны эти толкования и не кроются ли в особенностях прошлого года корни стагнации рынка, демонстрируемые в нынешнем году? Для этого сравним помесячные данные объемов перевозок лидирующей пятерки за три последних года.
У «Аэрофлота» (рис. 7) аномалии ярко не выражены, но начиная с августа несколько снизился прирост пассажиропотока на МВЛ.

Add a Comment