Учет и контроль

В НПО "Сатурн" все более остро ощущается необходимость коренной реорганизации системы послепродажной поддержки эксплуатации авиадвигателей. Очевидно, что планы выхода на мировой рынок с двигателем SaM146 диктуют потребность в новом уровне сервиса. Менее очевидно, но в существенном развитии нуждается и поддержка двигателей семейства Д-30.

Среди факторов, позволивших НПО "Сатурн" продержаться в кризисные 90-е гг. и получить импульс для дальнейшего развития, немаловажную роль сыграло наличие огромного парка находящихся в эксплуатации двигателей Д-30КУ154 (для Ту-154М) и Д-30КП (для Ил-76). На сегодня, по словам замдиректора НПО "Сатурн" по информационным технологиям Юрия Зеленкова, в базе данных предприятия числится свыше 6000 двигателей семейства Д-30 в рабочем состоянии. Это электронная база, однако построена она на устаревших технологиях: текущие данные о состоянии двигателей поступают на бумаге и потом заносятся в систему. Новым требованиям такая база уже не удовлетворяет, и поэтому НПО "Сатурн" совместно с компанией IFS Russia & CIS развивают проект "Интегрированная логистическая поддержка авиационных двигателей", в рамках которого создается единое информационное пространство для КБ, заводов, сервисных подразделений НПО "Сатурн" и авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты с двигателями "Сатурна".
В качестве базового программного обеспечения выбрано решение международной корпорации IFS. Это первый опыт внедрения подобной системы среди российских двигателестроительных компаний. На выбор системы повлияли "полтора" фактора. Прежде всего то, что IFS, по словам гендиректора российского подразделения компании Леонида Викторова, имеет хороший опыт реализации проектов по автоматизации управления производством и послепродажного обслуживания авиационной и военной техники. Среди ее заказчиков можно упомянуть General Electric Aircraft Engines, Lockheed Martin, Saab Aerosystems, BAE Systems и индийскую корпорацию HAL. Дополнительным аргументом, как говорит Юрий Зеленков, послужило то обстоятельство, что в числе заказчиков IFS есть и французская компания Snecma Moteurs, с которой "Сатурн" ведет крупный совместный проект по созданию двигателя SaM146. Поэтому с позиции развития интеграционных проектов переход на единое программное обеспечение более перспективен. То есть, по большому счету, рассматривать какие-либо другие системы не было особого смысла.
Внедрение новой системы послепродажной поддержки стимулировано несколькими причинами. В первую очередь предприятию нужно оперативно отслеживать состояние всех двигателей, находящихся в эксплуатации, с точки зрения поддержания летной годности и соответствия всем требованиям авиационных властей. Далее, поскольку авиационный двигатель — весьма дорогое изделие, которое должно приносить прибыль авиакомпании, необходимо минимизировать время его вынужденного простоя, а для этого требуются своевременные поставки запчастей и ремонтные работы. Цикл изготовления ряда запчастей может превышать 6 месяцев, поэтому нужно прогнозировать состояние двигателя и заранее планировать заказ запчастей и ремонт. Наконец, "Сатурн" намерен активно выходить на зарубежные рынки, в связи с чем необходимо создавать соответствующий уровень сервиса.

Читайте также  Аэропорт Пулково начал переговоры с Минтрансом о пятой свободе