Взгляд за горизонт

Судя по развитию событий, в скором времени лидирующие российские авиакомпании пройдут мучительный, но столь долгожданный этап переоснащения парка авиационной техники современными и высокоэффективными воздушными судами западного производства, преодолев наконец отставание от своих зарубежных коллег в материальном оснащении.

Сегодня многим кажется, что тем самым будут решены все проблемы российского воздушного транспорта. На самом деле — при благоприятном стечении обстоятельств — это будет означать не конец проблемам, а начало нового этапа развития: превращение гражданской авиации России, в значительной степени изолированной от всего остального мира, в достойную часть международной системы воздушных перевозок.

Из всего многообразия стоящих на этом пути задач я хочу остановиться на проблемах конкурентоспособности российских авиакомпаний на международном рынке, в первую очередь связанных с клиентской базой авиакомпаний и тем, что называется управлением отношениями с клиентами. Очевидным "провокатором" интереса к этой теме стало глубокое и эмоциональное выступление Валерия Михайловича Окулова на прошлогоднем Авиационном форуме "Крылья России".

Рассмотрение вопроса о конкурентоспособности российских авиакомпаний представляется мне важным прежде всего потому, что от их видения собственных конкурентных преимуществ в огромной степени будут зависеть многие из решений, которые авиакомпании принимают сегодня и будут принимать в самом ближайшем будущем и от которых зависит их дальнейшая судьба.

Кто кому соперник

Представляется, что первая десятка российских авиакомпаний в ближайшие годы добьется полного доминирования на отечественном рынке внутренних и международных перевозок. При этом небольшое число из них — может быть, две или три — станут наряду с "Аэрофлотом" реальными сетевыми перевозчиками с соответствующими атрибутами: внутренним и международным сегментами перевозок, своими хабами, развитой системой отношений с иностранными авиакомпаниями. Остальные шесть-семь тоже будут выполнять в достаточном объеме и внутренние и международные перевозки, но при этом занимать, скорее, "нишевые" сегменты рынка.

Читайте также  Авиакомпании конкурируют за Геленджик