Время собирать камни

С середины прошлого года российские грузовые авиаперевозчики работают в сложной обстановке, создаваемой резкими переменами и неопределенностью перспектив на самом большом и доходном из оставшихся зарубежных рынков — рынке перевозок грузов из Китая. Запрет полетов чартерных рейсов в августе 2002 г. (см. АТО # 41, стр. 19) привел не только к серьезным убыткам для тех перевозчиков, что летали в КНР на чартерной основе, но и к снижению емкости рынка в целом. До сих пор сохраняется неопределенность в том, каким образом будут регулироваться полеты грузовых авиакомпаний и в этом году, — вот уже два раунда переговоров авиационных властей России и Китая закончились безрезультатно.
Нестабильность и снижение емкости китайского рынка, постепенное падение объемов работ на других традиционных зарубежных рынках перевозок товаров народного потребления, вводимые ограничения на полеты шумных Ил-76 сужают поле деятельности отечественных авиагрузоперевозчиков, особенно тех из них, кто за прошедшие, относительно успешные годы работы так и не смог выйти на качественно иной уровень работы.
Как уже неоднократно отмечалось на страницах АТО, отечественный рынок авиационных грузоперевозок подвержен влиянию множества факторов — от состояния мировой экономики до решений столичных властей, и потому прогнозированию практически не поддается. Не стал исключением и прошлый год, с которым многие авиакомпании связывали надежды на закрепление успеха, достигнутого в 2001 г., когда объем перевозок грузов и почты вырос по сравнению с 2000 г. на 12,1%. Но многие обманулось в своих ожиданиях.
По сравнению с 2001 г. рост объема перевозок грузов и почты на международных линиях составил 5,37%, уступив темпам роста объемов международных пассажирских перевозок (10,01%) почти вдвое. Объем грузоперевозок на внутренних линиях и вовсе упал на 2,06% по сравнению с прошлым годом (см. АТО # 44, стр. 3). При общем по отрасли росте объема перевезенных грузов некоторые из признанных лидеров утратили свои позиции (табл. 1-3).
Общее состояние рынка грузовых авиаперевозок для российских компаний его участники оценивают как вялое: качественных изменений на нем в прошлом году не произошло, не наметилось и каких-либо положительных тенденций для его развития в этом году.
Как и в предыдущие годы, состояние рынка в основном определяется итогами работы наших авиакомпаний при перевозке грузов из-за рубежа. Международные перевозки грузов и почты в 2002 г. (364,57 тыс. т) составили 58% от общего объема грузоперевозок (627,24 тыс. т). Крупнейшими зарубежными рынками для наших авиакомпаний оставались Китай, Турция, Германия, ОАЭ, Италия (табл. 4).
По оценке самих грузоперевозчиков, в прошлом году объем перевозок из Турции и Италии несколько возрос, а вот грузопоток из ОАЭ значительно оскудел. Российская таможня обратила особо пристальное внимание на электронику, доставляемую воздушным транспортом, и рынок немедленно отреагировал на изменившуюся обстановку: западные авиаперевозчики теперь доставляют груз в Европу, а затем автомобильными траками ввозят его в Россию.
Значительно снизился также грузопоток из Южной Кореи. Но наибольшие потрясения пережил китайский рынок, объем перевозок на котором составил в 2003 г. около 26% от всех международных перевозок, выполненных российскими авиакомпаниями.

Читайте также  Аэропорты хотят вернуть "Россию"

Китайская лихорадка
Похоже, что попытка российских авиационных властей в августе прошлого года навести элементарный порядок в загрузке наших воздушных судов в китайских аэропортах (см. АТО # 41 стр. 19) была использована китайцами прежде всего для того, чтобы продемонстрировать, "кто в доме хозяин", и подготовить почву для выхода на линии своего грузоперевозчика.

 

Авиапредприятие Рейтинг 2002 г. (2001 г.) Перевезено в 2002 г., тыс. т Изменение к 2001 г., % Таблица 1. Рейтинг 15 ведущих перевозчиков по объему перевозок грузов и почты за 2002 г. (МВЛ и ВВЛ) "Аэрофлот — РАЛ" 1 (1) 109,53 +7,77 "Волга-Днепр" 2 (4) 54,97 +112,47 "Аэрофрахт" 3 (13) *** *** "Ист Лайн" 4 (15) 31,36 +144,93 Мирнинское АП АК "Алроса" 5 (3) 28,01 -9,98 "Атлант-Союз" 6 (2) 21,11 -54,36 "Красноярские АЛ" 7 (8) 18,35 -6,80 "Сибирь" 8 (16) 17,95 +59,94 "Полет" 9 (12) 17,66 +30,00 "Домодедовские АЛ" 10 (11) 17,62 +20,05 "Аэростарз" 11 (6) 17,05 -24,69 224-й летный отряд 12 (5) 15,17 -38,82 "Тесис" 13 (7) 14,30 -34,32 "Третьяково" 14 (17) *** *** "Абакан-Авиа" 15 (22) 12,27 +86,82 *** — на момент издания не получено подтверждение от авиакомпании на публикацию данных.
Источник: ТКП.