Возможная альтернатива

Развитие Петербургского авиатранспортного узла может привести к открытию еще одного городского аэропорта. Его создание планируется на базе военного аэродрома Левашёво. Решение о совместном базировании на аэродроме военной и гражданской авиации было принято правительством в августе. Данный шаг может стать удачным примером частичной конверсии, направленной на взаимовыгодное развитие аэродрома. Предполагается, что будущий аэропорт сосредоточит свою деятельность на обслуживании деловой авиации и чартеров, а также на небольшом объеме грузовых перевозок. Интерес к развитию второго аэропорта подтверждают городские власти. Кроме того, существуют по крайней мере две группы, заинтересованные в инвестициях в этот многообещающий проект.

Расположенный в северной части города, в нескольких сотнях метров от кольцевой автодороги, аэродром Левашёво обладает большим потенциалом для развития его в качестве гражданского аэропорта. В отличие от аэропорта Ржевка, который обслуживал до 1995 г. ряд местных воздушных линий, Левашёво уже сейчас способен принимать и обслуживать ВС 2-го класса — размеры его ИВПП составляют 2391 х 40 м. Направление полосы 08/26 учитывает преобладающую для Санкт-Петербурга западную розу ветров, что также является существенным преимуществом. Аэродром достаточно удален от аэропорта Пулково и других прилегающих к городу аэродромов, однако он находится рядом с основными воздушными трассами (коридор из Европы, расположенный вдоль северного берега Финского залива, непосредственно упирается в аэродром Левашёво). Прилегающие неосвоенные площади и близость к ключевым автомагистралям позволяют говорить о широких возможностях для развития аэропорта в самых разных его вариантах.
Удобное расположение и имеющиеся возможности Левашёво выгодно отличают его от другого потенциального конкурента — аэродрома Пушкин. В отличие от своего северного "коллеги" Пушкин расположен в южной части города, по соседству с аэропортом Пулково. Специфика аэропорта позволяет использовать ВПП 06/24 лишь с одной стороны, а его расположение не очень удобно с точки зрения доступности основных автодорог.
Первым интерес к развитию аэродрома проявила компания "Балттранс", создавшая для этих целей ЗАО "Аэропорт Левашёво". Основная концепция развития аэродрома заключается в сооружении специального терминала для деловой авиации, соединенного с ИВПП отдельной рулежной дорожкой, а также зоны АТБ. При этом на первом этапе строительства (2009 г.) ЗАО "Аэропорт Левашёво" планирует за свой счет произвести реконструкцию ВПП, метеорологического оборудования, КДП, а также радионавигационного и светосигнального оборудования на одно направление взлета-посадки. Предполагаемая сумма инвестиций в реконструкцию государственной части аэродрома составляет 477,5 млн руб. (в ценах на IV кв. 2006 г.). Всего строительство рассчитано на три этапа (до 2013 г.) с общим бюджетом 2,718 млрд руб. При этом предполагалось, что ЗАО возьмет на себя и социальную нагрузку: строительство жилого дома на 40 квартир для военнослужащих, а также трудоустройство по прямому профилю увольняющихся военных специалистов.
Изначально проект ЗАО поддержали как Министерство обороны, так и городские власти. С военными подписан протокол о намерениях, в городской администрации подготовлен проект постановления о выделении земельного участка для развития инфраструктуры. Однако в декабре 2006 г. на одном из совещаний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко сняла обсуждение данного вопроса с повестки дня, сославшись на необходимость его особой проработки.
Ряд экспертов усмотрели в таком повороте событий возможное влияние конкурента в лице аэропорта Пулково. Но с учетом заявленной деловой направленности Левашёво сильное сопротивление маловероятно. В Пулково после разделения с авиакомпанией наблюдается быстрый рост объемов перевозок; аэропорт сам нуждается в глобальной реконструкции и в ближайшее время будет работать на пределе возможностей, с одной рабочей ВПП. Логично предположить, что в данной ситуации предпочтение будет отдаваться регулярным перевозкам. Поэтому Левашёво скорее снимет избыточную нагрузку, нежели составит серьезную конкуренцию Пулково.
Вместе с тем ряд источников в городской администрации и военном ведомстве предположили, что задержка вызвана вовсе не отказом от планов развития Левашёво, а, напротив, появлением альтернативного плана освоения аэродрома компанией "Газпром". Весной 2007 г. такой тезис получил подтверждение из уст гендиректора "Газпромавиа" Андрея Овчаренко, отметившего интерес авиакомпании к развитию аэродрома.
В принципе, развитие проекта может быть схожим с развитием другого газпромовского аэропорта — подмосковного Остафьево, также являющегося аэродромом совместного базирования Газпрома, Минобороны и МЧС. Однако, хотя руководство Остафьево стремится развивать аэропорт как центр деловой авиации, пока этот аэропорт в значительной степени остается по сути корпоративным аэропортом газового монополиста. Так что пока не ясно, станет ли Левашёво исключительно аэропортом Газпрома или сможет развиваться как общий центр деловой авиации. В свою очередь ЗАО "Аэропорт Левашёво" сохраняет интерес к участию в проекте — по словам его гендиректора Юрия Яркова, компания готова обсуждать вопросы совместного развития аэропорта.
В любом случае появление второго аэропорта в Санкт-Петербурге — пусть и с ограниченными функциями — можно приветствовать. Одного аэропорта уже в обозримой перспективе городу с почти пятимиллионным населением может не хватить. Потенциал аэродрома Левашёво остается большим и в случае необходимости позволит расширить спектр его деятельности, включая создание на его базе полноценного аэропорта.

Читайте также  Авиационный форум: КРЫЛЬЯ РОССИИ