«Внуково» развивается

Руководство московского аэропорта "Внуково" проводит поэтапную реконструкцию аэровокзала внутренних линий и строит новый международный пассажирский терминал, надеясь в перспективе "перетянуть" к себе рейсы тех отечественных авиакомпаний, которые по России летают из "Внуково", а за границу — из "Шереметьево". Стратегия долгосрочного развития "Внуково" предусматривает создание в аэропорту широкой маршрутной сети транзитных международных перевозок, пока не освоенной полностью ни одним из столичных аэропортов.
Сейчас аэропорт "Внуково" по своей пропускной способности и уровню сервиса, предлагаемого пассажирам и авиакомпаниям, находится позади конкурентов — "Шереметьево" и "Домодедово". Первый традиционно является лидером по объемам международных пассажирских перевозок, а второй в последнее время вырвался вперед по уровню комфорта, качеству обслуживания, что позволяет ему привлекать к себе все больше перевозчиков и быть первым по числу пассажиров внутренних рейсов. "Внуково" же в настоящее время в большей степени обслуживает авиакомпании, ориентированные на "недорогих" клиентов, совершающих перелеты внутри страны.
Однако далее оставаться в роли аутсайдера московского аэроузла старейший столичный аэропорт не намерен. Поэтому вот уже второй год во "Внуково" ведутся работы по реконструкции аэровокзального комплекса, направленные на увеличение пропускной способности аэропорта и приведение уровня обслуживания пассажиров в соответствие с международными стандартами.

В настоящее время контрольный пакет акций ОАО "Аэропорт "Внуково"" принадлежит государству (у Минимущества — 25,5%, у Российского фонда федерального имущества (РФФИ) — 35,36%). Впрочем, правительство РФ уже практически согласилось с тем, что эти акции будут переданы Москве в счет оплаты федеральных субвенций за исполнение городом столичных функций. Оставшимися 39,14% владеют другие акционеры, объединенные в ОАО "Внуково-Инвест". По итогам 2002 г. аэропорт "Внуково" перешел с третьего на четвертое место в рейтинге ведущих аэропортов РФ по объему пассажироперевозок, уступив "бронзу" "Пулково".

Сокращение отправок пассажиров из аэропорта произошло, в частности, в связи с переводом авиакомпанией "Сибирь" всех своих рейсов в "Домодедово" начиная с 15 мая 2002 г. Авиакомпания UTair (ранее называвшаяся "Тюменьавиатранс"), традиционно летавшая во "Внуково", теперь также часть своих рейсов выполняет из "Домодедово". В результате только вследствие ухода "Сибири" аэропорт в прошлом году лишился около 483 тыс. пассажиров и 4175 самолетовылетов, потеряв при этом 102 млн руб. дохода.

Читайте также  Рейтинг 20 ведущих авиакомпаний

Общий пассажиропоток через "Внуково", по информации служб аэропорта, в 2002 г. составил 3012,6 тыс. чел.; было произведено 32872 самолетовылета. По сравнению с 2001 г. объем пассажиропотока в целом сократился на 16,3%, хотя количество вылетов возросло на 3,8%. Этот незначительный прирост числа вылетов объясняется тем, что авиакомпании, оставшиеся во "Внуково", увеличили частоту своих рейсов в среднем на 18%, а перевозки пассажиров — на 9,6%.

По заявлению руководства аэропорта, несмотря на все эти обстоятельства, рост выручки, полученной ОАО "Аэропорт "Внуково"" в прошлом году, по сравнению с 2001 г. составил 24,1%, балансовая прибыль увеличилась на 45%, чистая прибыль — почти в 2 раза. Одновременно с этим на 22% выросли и расходы аэропорта, в котором проводится модернизация аэровокзала внутренних линий и строительство международного пассажирского терминала.

Ближайшее будущее

"Работы в зале прилета аэровокзала внутренних линий практически завершены, — рассказал корреспонденту АТО директор по эксплуатации наземных сооружений и строительству аэропорта "Внуково" Владимир Глебов. — В нем установлены новые багажные транспортеры и обновлен интерьер, который теперь соответствует требованиям современного дизайна".

На реконструкцию зоны прилета внутренних воздушных линий было затрачено 59 млн руб., причем около трети из этой суммы — только на приобретение новых линий выдачи багажа. Реконструкцию зала регистрации с вводом 100%-ного досмотра багажа вылетающих пассажиров намечено завершить позже, к 1 сентября.

По словам Владимира Глебова, "реконструкция предусматривает качественное обновление существующего здания аэровокзала без увеличения его площади. Имеющихся у нас 35 тыс. м2 вполне достаточно для обслуживания 3 млн пассажиров в год. Нами уже заказан и дорабатывается проект реконструкции здания аэровокзала. Согласно этому проекту, исторический и давно знакомый фасад здания Внуковского аэропорта должен гармонично вписаться в современный дизайн всего комплекса терминала внутренних линий, который будет выполнен из стекла и металла".

Читайте также  Пулковские перестройки

На привокзальной площади аэропорта ведется строительство трехэтажного паркинга, рассчитанного на 300 машин. Ну а в перспективе аэропорт "Внуково" собираются соединить монорельсовой подвесной дорогой со станцией метро "Юго-Западная". Правительство Москвы предполагает реализовать данный проект не позднее 2006 г.

Кроме того, сейчас ведется реконструкция Боровского шоссе и расширение подъездов к аэропорту "Внуково", проходящих по территории Москвы и Московской области на участке Новопеределкино-Внуково. Функции инвестора проектирования и реконструкции возложены на Управление экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли правительства Москвы. Эти работы планируется завершить к концу года.

Параллельно с этим осуществляется и технологическое обновление аэродромного хозяйства. Здесь устанавливается современное радиотехническое и светосигнальное оборудование, а также средства УВД, которые позволяют аэродрому принимать самолеты в условиях метеоминимума по II категории ICAO. "В перспективе планируется и реконструкция летного поля, — рассказал Владимир Глебов. — Мы собираемся удлинить ВПП # 1 на 700 м, а ВПП # 2, мешающую застройке западной части города, закрыть и построить новую ВПП, параллельную первой.

ООО "Ресторан "Внуково"" финансирует строительство нового цеха бортового питания, рассчитанного на производство 700 рационов в час. Ввод его в эксплуатацию намечен уже на июль этого года.

Стратегические планы

Еще в июне 2002 г. Агентство США по торговле и развитию (TDA) выделило ОАО "Внуково-Инвест" грант в размере 325 тыс. долл. на составление технико-экономического обоснования проекта модернизации и расширения московского аэропорта "Внуково" (см. АТО # 40, стр. 54). На эти средства консультанты из американской компании Gensler разработали маркетинговую концепцию развития аэропорта вплоть до 2020 г.

Данный проект предусматривает создание на базе "Внуково" полноценного хаба — транзитного узла, который обеспечил бы максимально удобные стыковки внутренних и международных авиалиний. Тем самым во "Внуково" предполагается привлечь те западные авиакомпании, которые сейчас для транзитной посадки используют аэропорты ближнего зарубежья. В результате пассажиропоток в аэропорту в течение нескольких лет планируется увеличить до 12 млн чел. в год, а грузоперевозки — до 200 тыс. т ежегодно. Реализацию данного проекта зарубежные эксперты из Gensler оценили в 500 млн долл.

Читайте также  Пассажиропоток аэропорта Пулково возрос на 15,2%

Так, только на строительство международного пассажирского терминала потребуется более 30 млн долл. Около 70% этой суммы намерена внести "Авиационно-нефтяная компания", заправляющая самолеты во "Внуково", остальное — акционеры аэропорта. К настоящему моменту ОАО "Внуково-Инвест", выпустив облигационный заем, получило 5 млн долл. По сообщениям представителей аэропорта, новый терминал общей площадью 22 тыс. м2 будет способен обслужить до 1200 пассажиров в час.

"Если комплекс будет построен, — считает Владимир Глебов, — со временем большинство отечественных и зарубежных авиакомпаний найдут себе место в нашем аэропорту. Ввести в строй новый международный терминал аэропорта "Внуково" мы планируем в конце 2003 г.".

Ставка на улучшение сервиса, открытие международного пассажирского терминала и привлечение большого количества авиакомпаний при повышении пропускной способности аэропорта — все это, возможно, и выведет "Внуково" на качественно новый уровень. Иное дело — создание целостной инфраструктуры транзитного хаба. "Внуково-Инвест" планирует получить для этого достаточные финансовые средства и воплотить столь масштабный проект в жизнь. Тогда, быть может, "Внуково" и станет транзитным центром, соединяющим Европу и Азию.