Ту-204 получает сертификаты зарубежных авиационных властей

Михаил ХАЛЕНКОВ, заместитель главного конструктора, ОАО "Туполев"
Многолетний труд ОАО "Туполев" по сертификации самолетов семейства Ту-204 за рубежом начал приносить результаты. В этом году состоялась сертификация грузовых самолетов Ту-204-120СЕ и Ту-204СЕ, которая является важной вехой в ходе выполнения контрактов на поставку среднемагистральных Ту-204 в Китайскую Народную Республику и на Кубу.
В ОАО "Туполев" создано семейство пассажирских и грузовых самолетов, охватывающее наиболее востребованную часть рынка перевозок, — от Ту-334 вместимостью 100 чел. и дальностью полета около 3 тыс. км до Ту-204-300 и Ту-214 с дальностью полета до 10 тыс. км и вместимостью до 210 пасс. У этих самолетов унифицированы кабина пилотов, процессы управления и методы обслуживания, что обеспечивает авиакомпаниям гибкое использование летного и технического состава.
В последнее время интенсивная работа велась по самолетам семейства Ту-204. Как известно, "Туполев" получил заказ на поставку пяти грузовых Ту-204 китайской авиакомпании Air China Cargo (АСС) с опционом еще на 10 самолетов и четырех (двух грузовых и двух пассажирских) самолетов кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion.
В КНР поставляются самолеты Ту-204 в варианте Ту-204-120СЕ (главный конструктор Олег Алашеев). Индекс 120СЕ означает, что это самолеты с двигателями RB211-535E4-B-75 фирмы Rolls-Royce (120), грузовые (С — cargo), с представлением всей информации в кабине пилотов и эксплуатационно-технической документацией на английском языке (E — English). Самолет Ту-204-120С с "русскоязычным" вариантом кабины и документации был сертифицирован в соответствии с требованиями АП-25 Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) 30 января 2004 г. Он успешно эксплуатируется египетской авиакомпанией Sirocco и европейской TNT. Переход к "английской" кабине потребовал модификации соответствующего программного обеспечения комплексной информационной системы самолета, перевода всей документации на английский язык, подготовки ее в общепринятом в мире формате. В "английском" варианте самолет был сертифицирован АР МАК 18 декабря 2006 г. Установленное на нем бортовое оборудование в основном российского производства, но есть и ряд систем, разработанных западными фирмами (инерциальная навигационная, метеолокатор, предупреждения столкновений самолетов в воздухе и др.). Для погрузки и разгрузки на основной верхней палубе самолета используется система фирмы ANCRA.
Работы по сертификации Ту-204-120СЕ в Государственном управлении гражданской авиации Китая (ГУГАК) велись с 2003 г. В рамках этого процесса состоялся ряд встреч с экспертами ГУГАК, в ходе которых и в периоды между ними китайской стороне были переданы все необходимые для сертификации документы. В результате 15 июня 2007 г. ГУГАК выпустило валидационный сертификат типа на этот самолет. Следует отметить, что при этом было показано соответствие требованиям китайских авиационных властей к самолетам транспортной категории СААС-25, которые практически полностью совпадают с американскими Авиационными правилами FAR-25 (по поправку 100 включительно). Это свидетельствует о соответствии характеристик самолета современному мировому уровню.
Три самолета Ту-204-120СЕ, предназначенные для поставок в КНР, уже построены на заводе в Ульяновске. Летный и технический состав АСС прошел необходимое обучение как на сертифицированном китайскими авиационными властями тренажере в Учебном центре в Пулково, так и непосредственно на самолете. ЗАО "Авиастар-СП" официально информировало авиакомпанию Air China Cargo и все другие заинтересованные стороны о готовности к передаче китайской стороне первого из построенных самолетов. В ближайшее время специалисты авиакомпании прибудут в Ульяновск. Помимо ОАО "Туполев" (разработчик самолета) и ЗАО "Авиастар-СП" (изготовитель самолета) в программе принимают участие египетская фирма Sirocco (в качестве инвестора) и В/О "Авиаэкспорт". После поставки самолетов в КНР главной задачей специалистов ОАО "Туполев" станет обеспечение их бесперебойной эксплуатации.
На Кубу будут поставлены грузовые Ту-204СЕ (главный конструктор Олег Алашеев) и пассажирские Ту-204-100Е (главный конструктор Лев Лановский). Самолет Ту-204СЕ отличается от Ту-204-120СЕ в основном типом установленных на нем двигателей. Кубинская сторона предпочла самолеты с российским двигателем ПС-90А производства Пермского моторостроительного комплекса. 20 июля 2007 г. этот вариант самолета также был сертифицирован АР МАК. Соответствующие документы были представлены кубинской стороне, и в скором времени ожидается официальное оформление авиационными властями Кубы валидационного сертификата типа. Приемка первого из двух грузовых самолетов кубинскими специалистами уже началась. Завершается подготовка документации и по пассажирскому Ту-204-100Е. Мы уверены в том, что в этом году и он также успешно будет сертифицирован российскими и кубинскими авиационными властями.
Близок к завершению процесс сертификации самолета Ту-204-120СЕ в Европейском агентстве по безопасности авиаперевозок (EASA). Он продолжался несколько лет. Процесс начинался как валидационный. В отличие от сертификации, валидация предполагает выдачу сертификата типа на основании заключения национальных (в данном случае российских) авиационных властей после ознакомления с самолетом в целом и углубленной проработкой нескольких вопросов валидирующими властями. Однако в случае с самолетом "Туполева" валидация превратилась практически в полноценную сертификацию, поскольку это был первый проект Единой европейской авиационной администрации JAA (впоследствии преобразованной в EASA) в России.
Комплексная система проектирования и производства гражданских самолетов, действующая в ОАО "Туполев", вызвала глубокий интерес у европейских специалистов. В рамках этого процесса состоялось более 100 встреч сотрудников ОАО "Туполев", экспертов сертификационных центров АР МАК и экспертов JAA/EASA. Эксперты EASA ознакомились с заводом в Ульяновске и фирмами — поставщиками оборудования. Проведены летные испытания самолета с участием европейских пилотов, которые дали самолету положительную оценку. С целью удовлетворения европейским требованиям JAR-25 выполнен ряд доработок, которые уже введены в типовую конструкцию самолета, поставляемого в КНР. Переведено на английский язык и передано в EASA около 10 тыс. страниц различных документов.
Конечно, эта огромная работа, на финансирование которой к настоящему времени затрачены миллионы долларов США, дала свои результаты. Это и обеспечение соответствия самолета европейским требованиям, повышение его конкурентоспособности, и колоссальный опыт, приобретенный специалистами обеих сторон, и основа значительно более быстрой сертификации последующих проектов, в том числе проектов других российских ОКБ.
Важно отметить постоянное внимание, оказываемое программе сертификации Ту-204-120СЕ в Европе со стороны государства. Помимо частичного финансирования это и активное участие в ней государственных структур в лице АР МАК и его сертификационных центров. Руководство и эксперты Авиационного регистра, специалисты сертификационных центров постоянно оказывали инженерам "Туполева" всемерную помощь в процессе работы с JAA/EASA.
Однако в ходе работ по сертификации чувствовалась некоторая оторванность российских специалистов от процесса формирования новых требований к авиационной технике. Для выработки единых (гармонизированных) требований к летной годности существуют специальные рабочие группы, состоящие из экспертов Федеральной авиационной администрации США (FAA), EASA, специалистов крупнейших авиастроительных фирм и других заинтересованных организаций. К сожалению, участие российских специалистов в работе этих групп является довольно ограниченным. Хотелось бы, чтобы правительственные структуры или созданная не так давно ОАК уделили этому вопросу больше внимания.
4 июля 2007 г. делегация ОАО "Туполев" и АР МАК во главе с президентом и генеральным конструктором ОАО "Туполев" Игорем Шевчуком посетила штаб-квартиру EASA в Кельне и провела переговоры с исполнительным директором Патриком Гуду и другими руководителями Европейского агентства. В ходе этой встречи были подведены итоги и намечены сроки завершения процесса сертификации. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в этом году ОАО "Туполев" получит и европейский сертификат типа на самолет Ту-204-120СЕ. Если все пойдет в соответствии с намеченными планами, то он станет седьмым сертификатом, полученным в течение года (российский, китайский и европейский сертификаты на Ту-204-120СЕ, а также российский и кубинский сертификаты на Ту-204-100СЕ и Ту-204Е).
В заключение хотелось бы отметить, что в последнее время все более ощущается надежда на возрождение российского авиапрома. Как подчеркнул в недавнем интервью Игорь Шевчук, "то, как развиваются события, насколько быстро мы возвращаемся в свое лучшее состояние, дает уверенность, что в нашем небе самолеты российского производства, самолеты "Туполева" будут преобладать. Это наша цель, это наша задача. "Туполев" сегодня — хорошо организованное, дееспособное, отмобилизованное конструкторское бюро, которое за последние семь лет спроектировало шесть типов пассажирских самолетов".

Читайте также  Положительный год