Скандинавская школа

В форуме "Крылья России" в октябре этого года приняла участие довольно представительная группа менеджеров центра летной подготовки SAS Flight Academy AB, а один из них, капитан Ярле Гимместад, выступил с докладом об особенностях подготовки пилотов коммерческой авиации. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей КОМАРОВ попросил Томаса ВАЛЛЕНА, директора по продажам и отношениям с заказчиками SAS Flight Academy AB, рассказать о том, как строится бизнес современных учебных центров, специализирующихся на подготовке летного персонала.

АТО: Почему авиакомпания SAS решила вывести свое подразделение по подготовке летного состава в отдельную компанию, предлагающую услуги другим клиентам?
Т. В.:
В 1990 г. наше подразделение, которое структурно относилось к департаменту летной эксплуатации, стало искать внешних заказчиков на подготовку пилотов на SAAB 340 — самолеты, которых уже не было в парке SAS. Руководство компании пришло тогда к выводу, что будет легче найти клиентов и более эффективно вести бизнес, если выделить данное подразделение в отдельную компанию. Так была создана SAS Flight Academy AB, 100% акций которой принадлежит группе компаний SAS.
К настоящему времени примерно половину доходов компании приносят заказчики из числа авиакомпаний, входящих в группу SAS, а половину — клиенты из других авиакомпаний мира.
АТО: Какими возможностями обладает компания сегодня?
Т. В.:
Академия располагает тремя центрами обучения — в Стокгольме, Копенгагене и Осло (последний открыт недавно, год назад), где ведется подготовка пилотов и бортпроводников. Центры оборудованы 16 комплексными пилотажными тренажерами для 12 типов воздушных судов (в том числе Airbus А319/320/321, А330/340, Вoeing 737-300/400/500, 737-600/700/800/900, 767, Dash 8-100/200/300, Dash 8-Q400, Fokker F50/F28, Boeing MD-80, Saab 340, Bell 214/412), а также классами для обучения, базирующимися на компьютере (CBT). В академии на постоянной основе работает более 150 сотрудников и еще более 280 чел. привлекаются в качестве инструкторов по подготовке летных экипажей, около 40 — инструкторов по подготовке бортпроводников. К настоящему времени подготовку прошли экипажи более чем из 150 авиакомпаний.
АТО: Можете ли Вы назвать самых постоянных клиентов академии?
Т. В.:
Это некоторые авиакомпании из северной части Европы, Балтийских республик, Армении, Грузии, Украины, а недавно к ним присоединились российские заказчики. Одним из серьезных партнеров для нас является авиакомпания-дискаунтер Ryanair.
Что касается перевозчиков из России, то важным заказчиком стала авиакомпания "Пулково", которая провела подготовку своих летчиков на Boeing 737, и мы хотели бы продолжать сотрудничество с ними. "КрасЭйр" готовит у нас пилотов и бортпроводников на Boeing 767 и проходит обучение по безопасности на Boeing 737. Мы также работаем с "Трансаэро" по подготовке пилотов на Boeing 767.
В скором времени, для того чтобы приблизить наши услуги к заказчикам из России и стран постсоветского пространства, мы откроем филиал академии в Риге. Вначале мы будем вести там подготовку экипажей на Boeing 737 "классических" модификаций, а впоследствии — и на другие типы самолетов в зависимости от потребностей авиакомпаний.
АТО: Каким образом комплектуется штат инструкторов, которые ведут занятия в академии?
Т. В.:
Мы отбираем инструкторов сами. Все они — действующие пилоты коммерческих авиакомпаний, и по контрактам мы имеем возможность по мере необходимости привлекать отобранных нами пилотов на определенное время. Инструкторы должны не только быть грамотными летчиками, но и обладать педагогическими способностями, умением передавать свои знания другим. Кроме того, они проходят специальный курс подготовки инструкторов в нашей академии.
АТО: А кто разрабатывает содержание, методику курсов подготовки?
Т. В.:
Мы сами. Существуют определенные квалификационные требования, определяемые авиационными властями, но это минимальные требования. Мы, конечно, даем больше, основываясь на богатом опыте инструкторов и отвечая запросам клиентов.
АТО: Наверное, переподготовка летчиков из России и других стран постсоветского пространства на самолеты западного производства имеет свою специфику — ведь они привыкли работать в составе экипажа как минимум из трех человек?
Т. В.:
Да, мы учитываем эту особенность. Такие пилоты сначала проходят специальный подготовительный курс, который рассказывает о специфике работы экипажа в составе из двух человек, и лишь потом переходят к изучению конкретного типа самолета.
Еще мы заметили, что российские пилоты сильно различаются по уровню владения английским языком, и эту особенность тоже учитываем. Но есть одна черта, характерная для всех пилотов из России и стран постсоветского пространства, — очень высокий уровень знаний основных летных навыков и управления самолетом.

Читайте также  Пассажиропоток Пулково к началу декабря достигнет 9 млн человек