«Россию» и «Пулково» сольют

Окончательно определилась судьба объединения ГТК "Россия" и ФГУП "Пулково". Управление делами президента РФ, на балансе которого находится бездоходная "Россия" (правда, официальные финансовые отчеты ГТК не публикуются), выступило в середине прошлого года инициатором объединения авиакомпании с прибыльным ФГУП "Пулково" и, несмотря на возникший конфликт интересов с властями Санкт-Петербурга, добилось слияния. В северной столице эта идея вначале была встречена без энтузиазма.

Цена вопроса — около 500 млн руб., которые "Пулково" платило в виде налогов в петербургский бюджет, и поэтому основные страсти разгорелись вокруг того, где должна быть зарегистрирована новая компания и как быть с аэропортом.

После переговоров между представителями администрации президента РФ, Министерства транспорта, полпредом президента в Северо-Западном федеральном административном округе Ильей Клебановым и питерским мэром Валентиной Матвиенко был достигнут компромисс. Аэропорт со статусом самостоятельного ФГУП выведут из объединенной компании. Правда, аэропорт предстоит акционировать и решить, кому отойдут акции — местным или федеральным властям. Кроме того, Валентина Матвиенко настояла на регистрации объединенной авиакомпании в Санкт-Петербурге. Впрочем, окончательное юридическое формирование новой авиакомпании и выделение аэропорта состоится не раньше конца этого года.

Появление нового игрока на российском рынке авиаперевозок может привести к обострению конкурентной борьбы на нем. По совокупному количеству перевезенных пассажиров объединенная компания (рабочее название — "Союз") будет, вероятно, по-прежнему занимать третью строку в рейтинге, которую и так прочно оккупировало "Пулково", однако базирование в двух крупнейших промышленных и административных центрах страны, а также довольно новый, находящийся в исправном состоянии парк "России" дадут хороший потенциал развитию компании. Пригодятся и наработанные связи в администрации президента, хотя прямых государственных дотаций "Союзу", по-видимому, не видать.

Вместе с тем обретение аэропортом "Пулково" самостоятельности осложнит жизнь для "Союза". Очевидно, что после отделения порт начнет активно привлекать новых перевозчиков, пересматривать слоты, а это поставит базовую компанию в новые, более жесткие конкурентные условия, которых "Пулково" успешно избегало многие предыдущие годы.

Читайте также  Развитие инфраструктуры воздушного транспорта в России и евроинтеграция