Отпускные рейсы

Старт чартерного сезона "Зима 2005-2006" повторил весь набор проблем предыдущих лет: одни направления "горели", вторые пострадали от перемены правил игры, затеянной чиновниками. Первый недостаток участникам рынка, возможно, удастся исправить в декабре, а вот повлиять на второй у них вряд ли получится, поэтому некоторые рейсы вновь могут превратиться в лотерею для пассажиров.

Перемена правил выполнения полетов во время подготовки зимних программ случилась на итальянском направлении и привела не только к задержкам чартерных рейсов, но и к отмене ряда регулярных полетов назначенных перевозчиков. В середине ноября представители туристических компаний с трудом могли оценить долю вероятности выполнения заявленных и уже проданных туристам рейсов.

Брак по-итальянски
Первая неудача постигла чартерную цепочку в Рим, которую планировали организовать туроператор "Нева" с авиакомпанией "КД-авиа" на Boeing 737. Напомним, что несколько лет назад питерской "Неве" удалось пробить чартерную цепочку в Бове, недалеко от Парижа, а также программу в Пардубице — этим маршрутом воспользовались покупатели экономичных поездок в Чехию. На туристическом рынке удачные проекты "Невы" связывали с возможностями Владимира Стржалковского, одного из создателей компании. Несколько лет назад он поменял кресло бизнесмена на должность заместителя министра экономического развития, курирующего туристическую отрасль. Участники туррынка не раз говорили, что он пользуется служебным положением для продвижения бизнеса своей компании, а замминистра всегда это отрицал.
Чартер в Рим — его старт заявили на конец октября — был продан блоками нескольким туристическим компаниям, работающим на данном направлении. Предполагалось, что чартерный перелет удешевит поездки в среднем на 100 долл. Однако, как считали представители фирм-конкурентов, в зимний период этот рейс вряд ли удастся заполнить. "Поток в Рим зимой не такой большой, для него достаточно рейсов "Аэрофлота" и Alitalia, и я не думаю, что будет много желающих сэкономить и пересесть с регулярки на чартер", — говорил в октябре директор компании "Мондо Турс" Андрис Калниньш. За пять дней до начала программы нереализованные билеты продавались на бирже информационной системы "Банко", цена варьировалась от 270 долл. до 260 евро. Но буквально за день до начала чартерной цепочки было объявлено о ее переносе на неопределенный срок. Официальная причина, озвученная "Невой", — плохие продажи и недостаточная заполняемость рейса. Впрочем, турифирмы, выкупившие у "Невы" блоки мест, заявили о неплохих продажах для зимнего сезона. И не исключено, что назначенные регулярные перевозчики на маршрутах в столицу Италии, "Аэрофлот" и Alitalia, первоначально не возражавшие против римского чартера, пресекли намерения туроператора, заподозрив, что билеты на чартер в низкий сезон могут продаваться не только в составе турпакета, но и в розницу.
Буквально через несколько дней после неудавшегося старта чартера "Невы" на направлении Москва-Рим разлад произошел между назначенными регулярными перевозчиками. Были отменены рейсы "Аэрофлота" Москва-Милан. Пассажиров, заранее купивших билеты и с удивлением узнававших об отмене полетов лишь в аэропорту, отправляли другими возможными рейсами, в частности, через Франкфурт. Оказалось, что у российского перевозчика, выполнявшего в Милан 11 полетов в неделю, закончилось соответствующее разрешение, а итальянские власти отказались его продлевать, поскольку в свое время Alitalia не удалось добиться от российских чиновников получения удобных утренних слотов в Шереметьево. Через несколько дней прерванного сообщения с Миланом итальянским и российским властям удалось достичь временного перемирия, обе авиакомпании стали выполнять по семь рейсов в неделю между Москвой и Миланом и ждать окончательного решения чиновников (возможно, оно появится в декабре).
Вместе с проблемами регулярных перевозчиков стали множиться неурядицы чартерных игроков, выполнявших уже заявленные и согласованные рейсы в другие итальянские города. 2 ноября в Римини не пустили запланированный чартер "КД-авиа": вместо 9 утра самолет вылетел в Италию в 23 часа. По заявлениям пресс-службы перевозчика, авиакомпании так и не объяснили причину задержки. Через неделю самолет той же компании вновь простоял целый день в Домодедово, на этот раз задержку объясняли плохой погодой в Римини (что не редкость для ноября), однако такие совпадения показались представителям туркомпаний крайне подозрительными. По данным туристического издания RATA-news, все проблемы могли быть связаны со скорым истечением межправительственного соглашения о полетах между Россией и Италией и желанием двух стран подписать новый документ на иных условиях. По неофициальной информации, итальянская сторона настаивает на возможности участия своих чартерных авиакомпаний в перевозке российских туристов. А российские чиновники пытаются, как умеют, защитить интересы отечественных перевозчиков. Впрочем, участники туристического рынка не раз говорили, что западные авиакомпании не смогут конкурировать в этом сегменте с российскими, поскольку цены на их услуги выше, а условия работы — гораздо жестче.
Еще один вариант объяснения причин происходящего — Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) само заинтересовано в ограничении числа участников на итальянском рынке и планирует перевести часть полетов в разряд регулярных. В Министерстве транспорта до окончания переговоров с итальянской стороной отказались комментировать собственную позицию и раскрывать суть появившихся проблем.

Читайте также  «Изменения на рынке авиаперевозок и финансирование воздушного транспорта в России»