Обновленное небо

Реформа, проводимая в системе организации воздушного движения и в Госкорпорации по организации воздушного движения (ОВД), направлена на то, чтобы упростить структуру отечественной системы управления воздушным движением (УВД). Ожидается, что в результате этой реорганизации российские аэропорты станут заниматься только "землей", тогда как предприятия Росконтроля — а именно так, скорее всего, назовут обновленную Госкорпорацию по ОВД — будут отвечать за "воздух". В ведение Росконтроля полностью отойдет и нижнее воздушное пространство.
В рамках реформы осуществляется укрупнение центров управления полетами, которое призвано повысить уровень безопасности воздушного движения.

Начало 90-х гг. было не самым простым периодом для российской системы УВД. Формирование новых авиакомпаний, приватизация структур, связанных с индустрией воздушного транспорта, — одним словом, массовый переход на рельсы капитализма поставил службы УВД в сложные условия. Приватизация авиаотрядов и разделение их на аэропорты и авиакомпании вызвала стихийный процесс создания предприятий по использованию воздушного пространства и УВД разных форм собственности. Еще в 1994 г. была принята правительственная "Программа модернизации Единой системы ОВД России (ЕС ОВД)". Эта инициатива была направлена на перевод гражданской части системы — служб УВД в составе авиапредприятий и аэропортов — с бюджетного финансирования на самоокупаемость.

В 1996 г., дабы упорядочить систему ОВД и усилить государственный контроль за обеспечением безопасности полетов, Правительством РФ было принято решение о создании ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ". Новая госструктура должна была приспособить систему ОВД к условиям рыночной экономики и обеспечить безопасность и регулярность полетов воздушных судов. Перед Госкорпорацией по ОВД изначально была поставлена задача из многочисленных разрозненных центров, обслуживающих воздушное движение, сформировать единую организационную структуру. В результате Госкорпорацией было создано 23 региональных государственных унитарных дочерних предприятия (ГУДП) по УВД и уже к 2002 г. 95% федерального имущества, предназначенного для УВД, было сосредоточено в корпорации.

Перемены в законе

В конце прошлого года возникла необходимость реорганизовать структуру Госкорпорации в связи с принятием в ноябре Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Такая необходимость была вызвана тем, что существующая структура корпорации вступала в противоречие с новым законом, которым запрещалось наличие в составе организации дочерних унитарных предприятий.

Читайте также  Государство субсидирует чартерные авиарейсы

Вместе с формальными переменами, во многих случаях сводившимися к изменению организационно-правовой формы "унитарных дочек" и пересмотру их уставов (теперь они оформлены как обособленные подразделения или филиалы), было принято решение и о более глубокой реорганизации самой Госкорпорации.

Параллельно началась работа по укрупнению центров управления полетами объединенных районов ЕС ОВД. Первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель ГСГА Александр Нерадько пояснил для АТО: "В управлении воздушным движением самый сложный и ответственный этап — это передача управления с одного рубежа на другой. Сейчас на территории РФ существует большое количество центров, что увеличивает вероятность ошибки при многочисленных операциях передачи ответственности. Разработана программа укрупнения центров, и она требует прежде всего модернизации оборудования". Ожидается, что в итоге будет создано приблизительно 22-25 обособленных подразделений вместо существующих в настоящее время многочисленных ГУДП по УВД.

Наверное, неправильно было бы воспринимать начавшиеся процессы лишь как реорганизацию Госкорпорации. Наметившиеся перемены должны привести к созданию принципиально новой системы ОВД — конечно, если намерения государства будут реализованы полностью. Эта новая структура, формирование которой планируется завершить в третьем-четвертом квартале нынешнего года, будет контролировать все воздушное движение.

Земля и небо

До последнего времени в систему Госкорпорации не входили московские аэропорты "Шереметьево" и "Внуково", петербургский "Пулково", екатеринбургский "Кольцово", а также аэропорты Калининграда, Норильска, Североуральска, Диксона, Хатанги и Надыма. Службы УВД этих аэропортов контролировали нижнее воздушное пространство и соответственно аккумулировали аэронавигационные сборы за обслуживание воздушных судов в своих зонах. Однако в результате реформы системы организации воздушного движения в скором времени в ведении этих аэропортов останется лишь наземное обслуживание самолетов, тогда как структуры УВД будут переданы Госкорпорации. В случае с аэропортами московского авиационного узла, "Шереметьево" и "Внуково", эти функции скорее всего будут отданы Московскому центру АУВД (автоматизированного управления воздушным движением). Как сообщили АТО сотрудники "Шереметьево", в настоящее время ведется работа по передаче имущества: определяется, что именно отойдет Московскому центру АУВД и Управлению воздушного движения международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ). По словам начальника службы аэронавигационного обеспечения МАШ Александра Полтавского, в ведении аэропорта останется штурманская служба и АДП (аэродромно-диспетчерский пункт). На их основе будет создана служба аэронавигационного обеспечения.

Читайте также  Авиакомпания Air Astana открывает рейсы из Санкт-Петербурга в Алма-Ату

Вместе с тем необходимость передачи функций УВД от аэропортов к Госкорпорации вызывает у сотрудников аэропортов некоторое беспокойство. Они отмечают, что с точки зрения всей системы УВД интересы какого-то конкретного благополучного аэропорта отходят на второй план по сравнению с необходимостью развития других, менее удачливых воздушных гаваней. И если раньше тот же "Шереметьево" мог позволить себе направлять полученные с авиакомпаний аэронавигационные сборы на развитие собственного оборудования УВД, то с передачей этих служб — а значит, и доходов — в Госкорпорацию может возникнуть ситуация, когда последняя не сможет обеспечить прежний уровень финансирования систем УВД "Шереметьево".

Смущает сотрудников аэропортов и некоторая неопределенность, связанная с передачей функций. Пока неясно, как будет организована профессиональная и языковая подготовка сотрудников МАШ, как будет повышаться их классность.

Специалисты отмечают, что передача функций УВД от некоторых аэропортов к Госкорпорации юридически пока слабо подготовлена. На сегодняшний день существует острая необходимость пересмотра существующих и разработки новых документов, регламентирующих деятельность ФГУП "Госкорпорация по ОВД". Эксперты полагают, что, перестраивая систему УВД, можно было бы руководствоваться рекомендациями ICAO, в которых указано: ""воздухом" должны заниматься структуры УВД, тогда как в ведении аэропортов остается организация наземного движения самолетов, транспорта, вопросы безопасности движения по перрону и наземного обеспечения полетов".

По мнению руководителя дирекции по управлению воздушным движением аэропорта "Шереметьево" Бориса Некрасова, реформирование системы ОВД никак не скажется на деятельности авиакомпаний; "для них совершенно все равно, будет ли самолетом управлять диспетчер, который получает зарплату в "Шереметьево", или тот же самый диспетчер, на том же самом рабочем месте, но причисленный к Московскому центру АУВД".

На фоне других аэропортов привлекает внимание опыт "Домодедово". Еще в 2000 г. аэропорт самостоятельно принял решение выделить из своей структуры специальную службу и передать функции по управлению воздушным движением в Московский центр АУВД. Тогда же поменяли работодателя и сотрудники аэропорта: сегодня они, работая в "Домодедово", являются специалистами Московского центра АУВД, а оборудование, закупленное еще ЗАО "Домодедово", сдается в аренду этому центру. Арендную плату аэропорт вычитает из сборов за взлет-посадку; остальную сумму перечисляет в Московский центр.

Читайте также  Новая полоса в Шереметьево

Денежный вопрос

Реформирование системы УВД происходит в непростое время. Авиадиспетчеры страны проводят акции протеста, требуя повышения заработной платы. Конфликт, казалось бы улаженный в конце прошлого года (см. АТО # 44, стр. 54), проявился вновь, и опять диспетчеры грозят проведением всероссийских акций протеста, если их требования не будут удовлетворены. Реорганизационные трудности совпали с некоторым спадом в доходах Госкорпорации по ОВД, которые складываются из сумм, получаемых с авиаперевозчиков за аэронавигационное обеспечение на воздушных трассах ВЛ, МВЛ и в районах аэродромов. В настоящее время урон доходной части бюджета корпорации наносят высокий уровень задолженности российских авиакомпаний и спад в интенсивности полетов зарубежных перевозчиков. По словам Александра Нерадько, ГСГА проводит активную работу по взысканию дебиторской задолженности и привлечению дополнительных доходов. Так, она разрешила полеты грузовым воздушным судам нескольких иностранных авиакомпаний по транссибирским маршрутам. Каждая компания принесет системе УВД дополнительный доход около 10 млн долл. в год. И это решение никак не сказывается на эффективности работы российских авиакомпаний, поскольку практически ни одна из них, за исключением "Аэрофлота", количество грузовых самолетов у которого ограничено, не использует эту трассу.

"Нами были разработаны планы улучшения социальных условий диспетчеров, и акции [имевшие место в прошлом году] лишь ускорили их реализацию, — сообщил АТО Александр Нерадько. — Мы занимаемся этими вопросами. Подчеркну, что задача эта сложная, так как она решается в условиях мирового кризиса воздушных перевозок и вызванного им существенного снижения интенсивности полетов иностранных авиакомпаний. А в системе УВД единственный источник доходов — это аэронавигационные сборы. Однако у нас есть четкое понимание того, что авиационный персонал, включая работников УВД, должен получать достойную зарплату".