Модель для оптимизации

Леонид ВИНОГРАДОВ, начальник отдела СиРАС, «РИВЦ-Пулково»
Григорий ФРИДМАН, профессор СПбГУЭФ
Сергей ШЕБАЛОВ, старший аналитик Sabre Holdings

Современные методики автоматизации принятия решений базируются на обширных научных исследованиях в области теории управления, статистики, исследования операций, теории игр, оптимизации и в других смежных областях. Ведущие западные авиакомпании не только используют результаты научных исследований, но и сами активно участвуют в развитии соответствующих дисциплин. Более того, некоторые области знания, например управление доходами, обязаны своим возникновением именно индустрии авиаперевозок. Впервые появившись как инструмент удовлетворения практических потребностей авиабизнеса, эти прикладные исследования сформировались затем в самостоятельную науку и в настоящее время находят применение в самых различных областях.

Задачи планирования авиационных операций
Методы математического моделирования и исследования операций успешно применяются в задачах планирования авиатранспортных перевозок уже более 50 лет. Традиционно выделяют четыре основные области: планирование расписания движения ВС, управление доходами, планирование наземных операций обслуживания, управление процессами в день выполнения рейсов. Ввиду ограниченности объема данной публикации мы остановимся только на задачах, относящихся к первым двум областям, поскольку именно при их решении методы оптимизации используются наиболее широко.

Расписание полетов
В настоящее время уровень развития алгоритмов и машинных ресурсов не позволяет решить общую задачу планирования расписания полетов. Поэтому ее обычно разбивают на последовательность подзадач, решаемых таким образом, что решение одной является частью вводной информации для следующей. Выделяют следующие этапы планирования:

  • планирование сети маршрутов и состава парка ВС;
  • расстановка парка по рейсам;
  • составление цепочек рейсов;
  • составление расписания для экипажей ВС.
Читайте также  "Пулково" открыла Amadeus дорогу на российский рынок