История компании Cessna Aircraft

28 мая 1987 года немец Матиас Руст приземлился на самолете Cessna 172 СкайХоук ( в переводе с английского – «небесный ястреб» ) на Красной площади, на Васильевском спуске, преодолев расстояние порядка 900 километров, вылетев из аэропорта в Финляндии. Так произошло наше знакомство с творениями компании Cessna. С момента первого полета было произведено более 43 тысяч экземпляров Cessna 172, и по сей день данная модель является самой массовой и самой популярной во всем мире.

Клайд Вернен Сессна появился на свет в далеком 1878 году в семье фермера, в небольшом городке в штате Айова. Когда мальчику было около двух лет, его родители переехали в Канзас и поселились в двадцати милях от небольшого городка Уичито, который сегодня является мировым центром авиации (там находятся штаб-квартиры Airbus, Boeing и Cessna). Его отец приобрел 40 акров земли и начал заниматься земледелием. Мальчик не получил никакого образования и вынужден был очень рано начать помогать своим родственникам в работе. Уже в юности молодой человек быстро приобрел навыки ремонта сельхоз техники, а позже занялся продажами автомобилей и стал весьма преуспевающим бизнесменом. После чего будущий авиатор перебрался в Оклахому, женился и открыл автосалон. В февраля 1910 он посетил авиационную выставку и загорелся идеей подняться в небо.


Для начала, Клайд продал свой бизнес, прошел курсы молодого пилота в Нью-Йорке и приобрел фюзеляж самолета Блерио-11 за 7 500 долларов. Поставил туда двигатель мощностью 40 лошадиных сил и в мае 1911 он наконец-таки приступил к покорению неба. Его дебютный аппарат назывался «серебряное крыло». Первые несколько раз Сессне не удавалось взлететь, в третий раз он раздробил себе ногу. Только на 13-ю попытку самолет взлетел. К сожалению, приземлился в деревья. Самое интересное, что Клайд тогда говорил примерно следующее: «я наконец-то построю самолет, взлечу, а потом сожгу его и заброшу авиацию!». И главное, в отличии от того же Говарда Хьюза, он не был ни инженером, ни авиатором! Он не понимал аэродинамики и по сути дела просто экспериментировал. Более того, на тот момент никто не видел перспектив в авиации! Люди просто не понимали зачем вообще строить самолеты. Для себя Сессна придумал следующее — он начал выступать с показательными выступлениями на ярмарках. За один день он зарабатывал до 600 долларов! Тут началась первая мировая война и нарушила планы Клайда по созданию летной школы. Все авиационная техника была конфискована для нужд армии, а гражданские полеты были запрещены. Сессна вернулся к кукурузе.

Читайте также  ТОП 5 преимуществ аренды частного самолета

После окончания войны Лойд Стирман и Уолтер Бич предложили Клайду снова заняться производством самолета. Они вложились в небольшое производство и создали свой первый биплан — модель А, затем Б и модель 5000. Несколькими годами позже в коллективе начались разногласия и инвесторы начали настаивать на том, что будущее авиации за бипланами, а Сессна, несмотря на отсутствие технического образования, настаивал на монопланах. Партнерам не удалось прийти к соглашению и на том они и распрощались. Клайд сам начал пытаться создать новую модель и у него неплохо получалось. Его самолеты участвовали в гонках и все шло хорошо вплоть до начала Великой депрессии. Количество заказов его самолетов сократилось, а призовые места в соревнованиях стали редкостью. Клайда отстранили от управления.


В середине 30х годов племянники Сессны, Дуэйн и Дуайт Уоллес, помогли дяде и привели инвесторов для того чтобы поднять компанию. По большому счету, это возвращение основателя было уже номинальным, а управлением компании занялись сами племянники. Это был поворотный момент в истории Cessna Aircraft.

Дуэйн Уоллас руководил компанией вплоть до 1975 года. При нем Сессна и бренд стал синонимом легкомоторной авиации. В 1992 году Cessna стала частью холдинга Textron, в который сегодня входят такие бренды, как Cessna, Hawker, Bell Helicopters и Beechcraft.