Хабостроение на марше

В радикальном реформировании и крупных капиталовложениях сейчас нуждаются все сегменты российской индустрии воздушных перевозок. Авиакомпаниям требуется обновление парка воздушных судов и освоение более эффективных методов ведения бизнеса, авиапрому необходимы производственные заказы и структурная перестройка, система аэронавигационного обслуживания остро нуждается в техническом перевооружении. Разумеется, не менее востребованы реконструкция аэропортов и реформа в области их управления.
Надо сказать, что среди перечисленных сегментов наиболее внятные изменения сегодня происходят именно в области аэропортов. Аэропортам в некотором смысле повезло — их бизнес более прибылен и более прост для понимания частного капитала. В то же время и государству легче сформулировать свою позицию в отношении реформирования аэропортов. По мере выработки четкой стратегии темпы изменений будут нарастать.

По данным, приведенным Федеральным агентством воздушного транспорта ("Росавиация"), в ближайшие 10-15 лет пассажирооборот воздушных гаваней России возрастет в 3-5 раз. К 2010 г. прогнозируется увеличение пассажирооборота в 1,8 раза, к 2015 г. — в 2,9 раза, к 2020 г. — в 4,8 раза. Для того чтобы справиться с растущим потоком пассажиров и обслужить их на должном уровне, аэропортам нужна глубокая перестройка по многим направлениям. Наиболее очевидный вопрос — модернизация наземной инфраструктуры. Это касается как пассажирских и грузовых терминалов, так и имущества, не подлежащего приватизации (к нему, в частности, относятся взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, светосигнальное и радиотехническое оборудование). Однако здесь обеспечить необходимое финансирование можно только с широким привлечением частного капитала, а такое реально лишь в том случае, если будут четко разграничены права собственности в аэропортах и установлены прозрачные и стабильные "правила игры". Поэтому реконструкция материального хозяйства должна сопровождаться реформой организационно-правовых отношений.
В свою очередь, проблема приватизации или передачи в концессию аэропортового имущества неразрывно связана с общей стратегией развития аэропортов. Частный бизнес может проявлять любые инициативы, но ему интересно знать, какую роль отводят власти в своих планах тому или иному аэропорту.

Читайте также  Рейтинг ведущих аэропортов России по грузоперевозкам за 9 месяцев 2005 г