Электронный цейтнот

В последние несколько месяцев представители авиакомпаний регулярно писали письма главе Министерства транспорта Игорю Левитину с напоминанием о необходимости внедрения электронного билета. Минтранс свои меры только готовит (см. с. 4). Впрочем, среди самих участников отрасли пока нет единого мнения о механизме воплощения этой задачи. Однако времени для рассуждений практически не осталось: авиакомпании ограничены как соответствующим решением IATA, так и некоторыми российскими нормативными документами.

Объединение в авиабилете функций перевозочного документа и бланка строгой отчетности (БСО) создало для авиакомпаний главную проблему при разработке механизма внедрения электронного билета. В результате перевозчики вынуждены сейчас решать две задачи: как использовать электронный билет непосредственно для перевозок и каким образом в этом случае оформлять финансовую отчетность. Авиакомпании считают, что первый вопрос может быть решен Министерством транспорта, поскольку согласно статье 105 Воздушного кодекса РФ "формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации". Мнения о решении проблемы финансовой отчетности варьируются: от простых — достаточно подписать необходимое положение в Минтрансе, до сложных — необходимо принять соответствующий закон в Госдуме и в соответствии с ним внести изменения в Налоговый и Гражданский кодексы. Но времени на проведение закона через Госдуму (этот процесс может занять как минимум два года) у перевозчиков нет. Согласно директиве IATA, к 1 января 2008 г. авиакомпании должны перейти на использование электронного билета на всех маршрутах, а, как показывает практика зарубежных перевозчиков, от начала внедрения электронных билетов до их работы на всей сети маршрутов проходит около полутора лет. Поэтому, чтобы успеть к сроку, поставленному IATA, необходимо начинать переход на использование электронных билетов уже сейчас.
У ряда перевозчиков, работающих на международных направлениях, в том числе у "Аэрофлота", "Пулково", "Трансаэро", "Сибири", есть технологические возможности для использования электронного билета. Выступая со своими предложениями по его запуску, авиакомпании во главе с "Аэрофлотом" предложили отсечь перевозочную составляющую от функции бланка строгой отчетности и сосредоточиться на внедрении электронного билета как перевозочного документа. При этом для финансовой отчетности предлагается использовать, в частности, контрольно-кассовые аппараты при продаже билетов (для отчетов перед налоговой службой использовать заверенную распечатку электронной базы данных по проданным билетам). В свою очередь Транспортная Клиринговая Палата (ТКП) выступила с иным вариантом решения проблемы, предлагая оставить в билете функцию БСО, чтобы квитанция, которую пассажир получает на руки, оставалась бланком строгой отчетности. Сейчас между участниками авиарынка идут переговоры, и, по некоторым данным, они уже привели к сближению двух позиций, так что у сторон есть шансы договориться об устраивающей их форме билета.
Решить как можно скорее проблему электронного билета и БСО авиакомпании заставляет не только директива IATA, но и Постановление правительства РФ № 171, которое регламентирует вступление в силу Закона "О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Согласно этому постановлению, ранее утвержденные бланки БСО могут действовать лишь до 1 января 2007 г., а после этого либо у компаний должны появиться новые бланки, либо они будут рассчитываться с помощью ККТ. Существующие авиабилеты в качестве БСО фактически окажутся недействительными, а провести их корректировку в соответствии с новым законодательством по ряду причин невозможно. Представители ТКП, предлагая оставить совмещение перевозочного документа и БСО для электронного билета, считают, что необходимо будет внести поправки в закон для нераспространения его действия на область авиаперевозок. В нескольких авиакомпаниях убеждены, что нужно перейти на использование ККТ и тогда поправки не потребуются.
Еще одна проблема, которую предвидят перевозчики при внедрении электронного билета, — это возможное нежелание или неспособность аэропортов установить автоматизированные системы контроля отправки пассажиров (DCS, Departure Control System), с помощью которых должна проходить регистрация путешественников по электронным билетам. Сейчас для поиска решения авиакомпании вынуждены вести переговоры с аэропортами. Необходимость внедрения электронного билета породила целый круг вопросов, ответы на которые до сих пор неизвестны (например, как пассажиру сдать электронный билет). Эти детали, по-видимому, будут проясняться уже в процессе использования электронных билетов, поскольку времени на предварительную их проработку у перевозчиков нет. Если электронный билет не будет внедрен к 1 января 2008 г., авиакомпании потеряют львиную долю пассажиров на международных рейсах.

Читайте также  В реконструкцию исторического терминала Пулково-1 вложат до 50 млн евро

Add a Comment