Без изменений

Аэропортовая инфраструктура в России не претерпела каких-либо радикальных изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону. Об этом свидетельствует исследование, осуществленное Российской Ассоциацией Эксплуатантов Воздушного Транспорта (АЭВТ) в 2009 году. Работа проводилась в 43 российских аэропортах.

В числе недостатков развития аэропортовой инфраструктуры специалисты АЭВТ отмечают по-прежнему низкие темпы модернизации инфраструктуры, к которым относятся ремонт аэродромных покрытий, приобретение специальной техники, повышение квалификации персонала. Например, в аэропорту Кемерово отсутствует специализированная наземная техника для обеспечения контейнерной перевозки багажа, груза и почты, а также для противообледенительной обработки ВС иностранного производства. Используется устаревшее оборудование для наземного обслуживания и уборки самолетов, отсутствуют в достаточном количестве пассажирские автобусы. Неудовлетворительно состояние здания аэровокзала. В аэропорту Елизово Петропавловска-Камчатского нет в достаточном количестве специальной автомобильной и тракторной техники для очистки взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД), мест стоянки (МС). В аэропорту Нижнего Новгорода Стригино не хватает трапов, что создает дополнительные проблемы при массовых посадках, когда авиакомпаниям требуется уйти на запасной аэродром (Стригино является фактически единственным запасным аэропортом для московского авиаузла). Также недостаточна укомплектованность мест стоянок средствами наземного обслуживания. В Новом Уренгое для противообледенительной обработки ВС применяется устаревшая техника, а в здании аэровокзала нет достаточного количества стоек регистрации. Пулково (аэропорт Санкт-Петербурга) столкнулся с проблемами в орнитологическом обеспечении полетов (за последний год произошло несколько инцидентов при столкновении с птицами).
В некоторых аэропортах даже наблюдается регресс, связанный в первую очередь с низкой исправностью и выводом из эксплуатации устаревшей спецтехники, сокращением персонала. В том же Пулково в связи с возросшими объемами ухудшилось качество работы службы перевозок. Не отлажена технология работы и взаимодействия служб аэропорта при сбойных ситуациях. Проблема дефицита сотрудников выливается в задержки рейсов, снижение качества обслуживания, становится особенно актуальной в периоды высокой интенсивности выполнения рейсов. Крайне острым вопрос персонала стал в калининградском Храброво. В аэропорту ухудшилась работа по обеспечению наземного обслуживания ВС. Недостаточно технического персонала для обслуживания самолетов, в том числе иностранного производства. Не хватает квалифицированных сотрудников в службе ГСМ. Не отработан порядок подвоза пассажиров к/от ВС. Требуют решения вопросы по бесперебойному обеспечению пассажиров бортовым питанием, а также питанием в аэропорту при сбойных ситуациях.
В АЭВТ уверены, что, пользуясь монопольным положением, обслуживающие компании стремятся перенести расходы на обучение персонала, приобретение оборудования, необходимого для обслуживания ВС, на самого перевозчика. Помимо этого авиакомпании вынуждены самостоятельно решать вопросы технического обслуживания своих самолетов в аэропортах, поскольку в большинстве из них нет сертифицированных организаций для работы с ВС иностранного производства.
Вместе с неулучшающимися условиями аэропортового обслуживания авиакомпаний ужесточается финансовая нагрузка на перевозчиков со стороны их партнеров-аэропортов. Например, аэропорты все чаще требуют с перевозчиков авансовые платежи. Также происходят нарушения "Правил формирования и применения тарифов за обслуживание ВС в аэропортах", предусмотренных приказом Минтранса РФ от 02.10.2000  № 110. В результате этого по ряду услуг авиакомпаниям предъявляется двойная оплата за буксировку ВС, обслуживание санузлов, кондиционирование салонов и др. При выполнении заказных (чартерных) рейсов вместо услуги "временная стоянка", предусмотренной приказом Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110, в аэропортах применяется услуга "сверхнормативная стоянка" с взиманием повышенной оплаты. Такая же ситуация возникает в некоторых аэропортах при выполнении авиакомпаниями регулярных рейсов, если по расписанию необходимо нахождение самолета в аэропорту обратного вылета. Отсутствует практика согласования тарифов и сборов за услуги между операторами аэропортов и авиаперевозчиками. Не выполняются в должной мере требования "Правил недискриминационного обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах", утвержденных Постановлением правительства РФ от 22 .07.2009 № 599.
Несмотря на то что в большинстве случаев инфраструктура остается на прежнем уровне, ряд аэропортов все-таки улучшили уровень обслуживания.
В Анапе (аэропорт Витязево) вместе с приходом управляющей компании "Базэл Аэро" наметилась тенденция по улучшению качества обслуживания ВС. Модернизируется спецтехника, необходимая для обслуживания, повышается квалификация персонала. Во владивостокском аэропорту Кневичи авиакомпаниям предоставляются квоты для хранения авиатоплива. В Иркутске работают несколько топливозаправочных компаний, что положительно сказывается как на качестве обслуживания, так и на ценовой политике.
В аэропорту Толмачево, в Новосибирске, улучшилось наземное и техническое обслуживание самолетов иностранного производства, которое выполняется компанией "Сибирь Техник". В норильском Алыкеле модернизирована светосигнальная система.

Читайте также  Новые награды

Оценка качества состояния и работы аэропортов   Лучше, % Хуже, % Без изменений, % Состояние покрытия ВПП, РД, МС, перрона. Разметка, маркировка, уборка от посторонних предметов, орнитологическое обеспечение 58 10 32 Места стоянки. Наличие стационарных средств электропитания и топливного обеспечения, наземного оборудования, средств буксировки 37 11 52 ТО. Наличие персонала, оборудования для ТО. Качество техобслуживания, уборки ВС, устранения замечаний экипажа 58 5 37 ГСМ. Работа ТЗК, СГСМ, средства заправки, персонал, качество работы. Заправка ВС иностранного производства 32 5 63 Обслуживание клиентов. Обслуживание пассажиров и багажа. Наличие, достаточность персонала и спецавтотранспорта для обслуживания пассажиров 21 16 63 Регулярность. Соблюдение времени стоянки ВС. Оперативность действия служб аэропорта в сбойных ситуациях 16 5 79 ВС иностранного производства. Наличие персонала, оборудования для ТО, заправка, электропитание, обслуживание пассажиров, эвакуация ВС 37 11 52 Выполнение требований нормативных документов по аэродромному и наземному обслуживанию ВС 74 5 21 Итог оценки качества 44 7 49