Берлинский треугольник

Вот уже более десяти лет власти города Берлина и федеральное правительство Германии пытаются решить судьбу трех столичных аэропортов, доставшихся столице в наследство со времен Третьего рейха и последовавшего за этим разделения города на восточную и западную части. С объединением Берлина политические соображения потеряли актуальность и стало очевидно, что, несмотря на удобное расположение двух аэропортов, "Тегеля" и "Темпельхофа", близко к центру города, возможности их расширения сильно ограничены. Будущее воздушного транспорта в столице было решено связать с вынесенным за пределы города аэропортом "Шонефельд". Проект модернизации этой воздушной гавани предполагает, что к 2010 г. она станет третьим крупнейшим транспортным узлом Германии.

Угрюмый орел

Аэропорт "Темпельхоф" (трехбуквенный код THF) задумывался как главные воздушные ворота Третьего рейха. С высоты птичьего полета "Темпельхоф" напоминает расправившего крылья орла с немецкой символикой времен фашистской Германии. Аэропортовый комплекс по стилю архитектуры сильно похож на "сталинские высотки", а массивные каменные блоки облицовки и сохранившиеся гигантские каменные орлы придают зданию мрачноватый вид.

Строительство аэропортового терминала, полукругом вытянувшегося по одному из краев аэродрома, началось в 1936 г. Во времена Второй мировой прямо в аэропортовом комплексе была размещена линия сборки боевых самолетов. До сих пор сохранились проржавевшие портальные краны и рельсы, а в одном из подвалов можно увидеть выгоревшие архивные комнаты. Попытка союзных войск захватить их в 1945 г. закончилась многодневным пожаром, сажей которого до сих пор покрыты потолки и стены этих катакомб.

После победы "Темпельхоф" был передан западным союзникам, и здесь разместились американские ВВС, чуть позже были возобновлены пассажирские рейсы из аэропорта. А во времена берлинского кризиса 1948-1949 гг., когда принятые СССР меры фактически блокировали сообщение между ФРГ и Западным Берлином, аэропорт использовался как элемент воздушного моста. Пожалуй, это был период самой большой активности в "Темпельхофе" — тогда самолеты западных союзников совершали посадку каждые 90 секунд. С середины 90-х в аэропорту начался спад перевозок — сказалось как то, что были полностью выведены американские ВВС, так и то, что часть авиакомпаний перенесли свои рейсы в другие аэропорты Берлина. Прошли годы, аэропорт пока еще эксплуатируется, однако не надо тонко разбираться в политике городских властей, чтобы понять, что "Темпельхоф" доживает последние дни. Неподготовленного посетителя его здание до сих пор поражает своими имперскими размерами, но, оказавшись внутри, понимаешь, что сегодня из всего комплекса эксплуатируется лишь его небольшая часть. Все остальное — гулкие безразмерные залы, темные лестничные переходы, сеть подземных катакомб — уже давно превратилось в туристическую достопримечательность.

Судьбу "Темпельхофа" во многом предрешило его положение. С точки зрения пассажиров он расположен идеально, всего в нескольких километрах от центра города, однако это же и ограничивает возможности его развития. Сегодня "Темпельхоф" располагает двумя взлетно-посадочными полосами (одна длиной 1,84 км, другая 2,09 км), но удлинить их нельзя: город плотным кольцом окружил территорию. Есть и еще одно ограничение, налагаемое тесным соседством с жилыми кварталами, — в аэропорту запрещены ночные полеты.

Читайте также  Аэропорт Пулково ищет пути повышения доходности

Пропускная способность "Темпельхофа" в настоящее время составляет всего 1,5 млн чел. в год. Небольшие объемы пассажиропотока обслуживаются в одном зале комплекса (помещение довольно скромных размеров — 120 м длиной и 40 м шириной). Из полупустого здания выполняют регулярные ближнемагистральные рейсы Lufthansa и SN Brussels, несколько "дешевых" авиакомпаний, такие, как, например, DBA и Germania Express, а также ряд чартерных перевозчиков. Одно из крыльев гигантского здания отдано операторам деловой авиации.

Вот уже несколько лет подряд власти города планируют закрыть приносящий убытки аэропорт. Летом прошлого года было объявлено, что к концу 2004 г. эксплуатация "Темпельхофа" прекратится. После этого заявления властей часть перевозчиков перевели свои рейсы в соседние "Шонефельд" и "Тегель". Однако ряд авиакомпаний выступили против закрытия аэропорта (бельгийская SN Brussels даже заявила, что будет судиться с местными властями), поэтому решение было отменено. Скорее всего ненадолго.

Оживленное движение

На фоне упадка в "Темпельхофе" его конкуренты — аэропорты "Тегель" и "Шонефельд" — чувствуют себя неплохо.

История "Тегеля" (трехбуквенный код TXL), расположенного в 8 км от центра города, началась в 1930 г., когда в этом районе была создана площадка для экспериментальных запусков ракет. После войны западные союзники решили построить здесь аэропорт, а эксплуатирующийся сегодня терминал появился в 1968 г. В настоящее время пропускная способность "Тегеля" составляет 9,5 млн пасс. в год, или 2,9 тыс. чел. в ч. Пассажирский терминал оборудован 103 стойками регистрации, из них 80 стоек расположены непосредственно у выходов к телетрапам. Еще 23 стойки предназначены для тех случаев, когда пассажиров будут доставлять к самолету на перроном автобусе. Перрон рассчитан на 38 самолето-мест, из которых 14 примыкают к зданию аэропорта и оборудованы телетрапами. Здание единственного терминала "Тегеля" построено в виде большого кольца — отдаленно оно напоминает знаменитую "рюмку" терминала № 1 аэропорта "Шереметьево". С этим же связана необычная децентрализованная организация паспортного и таможенного контроля. У каждого выхода к телетрапу размещена стойка регистрации, прямо за ней находятся "граница" и "таможня". Снисходительную улыбку российских пассажиров зачастую вызывает местный duty-free. Так как места мало, вся беспошлинная торговля сводится к скромным киоскам, установленным в небольших залах ожидания перед выходами на посадку. Аэродром имеет две ВПП длиной 3,023 км и 2,424 км. В основном рейсы в эту воздушную гавань выполняют "дешевые" и чартерные авиакомпании. Из России в "Тегель" летают Germania Express и Germanwings.

Читайте также  Парад перед боем

Появление "Шонефельда" (SXF) датируют 1934 г., когда на месте сегодняшнего аэропорта был заложен самолетостроительный завод. В 1945 г. советские войска уничтожили все производственные мощности этого предприятия и с 1946 г. использовали аэродром как базу советских ВВС. Чуть позже здесь был построен гражданский аэропорт. В отличие от двух своих конкурентов "Шонефельд" расположен за чертой города, в 18 км от центра Берлина. Аэровокзальный комплекс состоит из трех терминалов, перрон рассчитан на стоянку 40 самолетов. "Шонефельд" располагает двумя взлетно-посадочными полосами длиной 3 км и 2,71 км. Сегодняшняя пропускная способность аэропорта составляет 4,5 млн пасс. в год, или около 1,8 тыс. пасс. в ч. Сюда выполняют регулярные рейсы "Аэрофлот", "Пулково" и "Трансаэро".

Как видно, самым вместительным и оживленным в настоящее время является аэропорт "Тегель". С точки зрения пассажиров он расположен удобнее, чем "Шонефельд", а его пропускная способность пока не исчерпана. Вместе с тем возможности роста "Тегеля" ограничены — окруживший его город не позволяет расширять взлетно-посадочные полосы; не в пользу аэропорта идут и запреты на полеты ночью. Очевидно, из этих соображений местные власти выбрали загородный "Шонефельд" для создания на его базе главных воздушных ворот столицы — международного аэропорта "Бранденбург".

Площадка для роста

Исторически сложилось так, что ни один из трех аэропортов Берлина нельзя назвать хабом. Два крупнейших узловых аэропорта Германии расположены во Франкфурте и Мюнхене, где прочно обосновались национальный перевозчик Lufthansa и его партнеры по альянсу Star Alliance. Если проанализировать расписание всех трех портов Берлина, то станет очевидно, что столица с внешним миром связана в основном ближне-, реже — среднемагистральными рейсами. Возможно, из-за этого пассажиропоток в Берлине остается не по-столичному скромным. Например, в 2004 г. в берлинских аэропортах было обслужено 14,87 млн чел. Для сравнения: в минувшем году через три московских аэропорта прошло 27,25 млн пасс.

При этом пропускная способность аэропортов германской столицы близка к своему пределу. В сумме воздушные гавани Берлина могут обслужить только 15,5 млн чел. в год. В то же время пассажиропоток продолжает увеличиваться, и в последние годы — особенно стремительно. Связано это с тем, что в 2003-2004 гг. около десятка авиакомпаний-без-излишеств пришли на рынок Берлина, а крупнейшая из них, easyJet, сделала аэропорт "Шонефельд" одной из своих европейских баз. Пока что крупнейшей воздушной гаванью города остается "Тегель", хотя самым быстрорастущим является "Шонефельд". Например, в 2004 г. пассажиропоток в "Шонефельде" возрос на 93,2% по сравнению с 2003 г. и составил 3,4 млн чел., а в 2005 г. ожидается увеличение до 4,7 млн чел.

Читайте также  Очередь в Санкт-Петербург

С ростом "дешевой" активности все острее становится вопрос о дальнейшем развитии аэропортов столицы Германии. В принципе, сценарий развития воздушных перевозок в Берлине был понятен еще десять лет назад — летом 1996 г. впервые было предложено оставить из трех аэропортов только "Шонефельд" и вложить деньги в его модернизацию. Однако это решение вызвало ожесточенные споры и протесты населения; некоторые из них продолжились в суде. До сих пор не урегулированы все претензии (основная масса недовольных — жители окрестностей "Шонефельда"). Головной боли разработчикам проекта добавили и резко поднявшиеся цены на землю в окрестностях аэропорта — как только появилась информация о планах властей расширить "Шонефельд", риэлторы стали активно скупать участки у местных жителей.

В конце 2004 г. немецкие власти все-таки дали "добро" проекту модернизации "Шонефельда", обязавшись профинансировать часть работ из федерального и местных бюджетов. Изначально предполагались, что расходы по модернизации аэропорта возьмут на себя частные инвесторы, такие, например, как строительная фирма Hochtief, однако из-за того что споры вокруг судьбы аэропорта затянулись, частые инвесторы вышли из проекта. Предполагается, что в период с 2005 по 2010 гг. в новый аэропорт будет вложено 1,983 млрд евро. По завершении проекта на основе действующего "Шонефельда" (а его никто закрывать на время строительства не собирается) появится воздушная гавань, уже получившая название Международный аэропорт Берлина "Бранденбург" (Berlin Brandenburg International, сокращенно BBI) с пропускной способностью 20 млн чел. в год. В настоящее время в трех аэропортах Берлина работает 14,5 тыс. чел. (в последние два года аэропорты "Тегель" и "Шонефельд" активно расширяли свой штат, во многом благодаря росту активности авиакомпаний-без-излишеств), а с вводом в эксплуатацию "Бранденбурга" количество сотрудников возрастет до 40 тыс. чел.

В соответствии с проектом одна из ВПП в "Шонефельде" будет удлинена до 3,6 км; также будет построена вторая ВПП длиной 4 км, а вместе с ней — и новые здания терминалов, железнодорожная станция, новые дороги. В случае удачного завершения проекта Берлин станет третьим городом Германии по объемам пассажиропотока — после Франкфурта и Мюнхена. Строительство должно начаться в 2006 г., а в 2010 г. новые элементы инфраструктуры планируется ввести в эксплуатацию. Аэропортовые власти Берлина рассчитывают, что с их вводом появится возможность перевести в "Бранденбург" все авиакомпании, а аэропорты "Тегель" и "Темпельхоф" — закрыть.